Природа и человек перед лицеи Бога

1\Бог сотворил этот материальный мир и наполнил его ПРИРОДНОЙ БЛАГОДАТЬЮ, которая самостоятельно действует как природный закон.
2\Также в этом мире создан человек ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ БОЖИЮ. Главным отличием человека от животных является разум, способность к осмыслению окружающей действительности. В этой способности человека, а также в его свободе, в его власти над сотворенным миром и в творческом потенциале, которым он обладает. Надо понимать, что это Дары Бога. При этом первый человек постоянно пребывал в Боге. 3\Человек создан как ВЛАСТЕЛИН ПРИРОДЫ: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:28»). Обладание и владычество над землёй не просто сохранение мира и гармонии, но и постепенное преображение его в Боге. По мере духовного роста самого человека. «Благодатная пуповина» соединяла не только человека с Богом, но и человека с природой.
4\ Бог приводит к человеку всех животных и птиц, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым (Быт. 2:19–20).
5\Право нарекать имена, кроме того, указывает на СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРОЗРЕВАТЬ СУТЬ ВЕЩЕЙ, тем самым уподобляясь Богу и участвуя в Божественном творчестве. Но это Дары по благодати. Власть была дана человеку Богом, но дана не безусловно и не без ограничений: условием ее сохранения было послушание Богу.

Дальше начинается ИСТОРИЯ ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ
1\Вместе с желанием скрыться от Бога, вместе с внезапным осознанием собственной наготы к человеку приходит новое ПОНИМАНИЕ БЕССИЛИЯ ПЕРЕД ПРИРОДОЙ, ПОТЕРЯ ВЛАСТИ над ней. Бог говорит Адаму: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:17–19).
2\ ИСКАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ ИЗ-ЗА ЧЕЛОВЕКА. Да у человека «духовная пуповина» с Богом пресеклась, но с природой сохранилась. И в результате искажения человека, исказилась и природа. Земля теперь становится для него источником скорби: она будет произращать не только злаки, но и терния и волчцы; свой хлеб человек должен будет добывать в поте лица.
3\Каин убивает Авеля. Если Адаму было сказано, что земля проклята из-за него, то Каину Бог говорит, что он проклят от земли. Сама земля, впитавшая невинную кровь Авеля, проклинает убийцу и отказывается давать ему свою силу. Прервана и вторая пуповина — соединяющая человека и землю.
4\ Первым великим природным катаклизмом в истории человечества становится ПОТОП. Судьба животного мира отныне полностью связана с судьбой человека: земля была проклята из-за человека, и всё, что населяло землю, уничтожается вместе с ветхим человечеством за его грехи. Но ЗАВЕТ, который Бог заключает с Ноем после окончания потопа, включает в себя и всю природу: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными (Быт. 9:9–10).
5\_Скот не только пассивно участвует в том, что происходит с людьми, НЕСЯ ВМЕСТЕ С НИМ НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХИ. Он также приносит покаяние за грехи людей. Услышав проповедь Ионы, царь Ниневии отдает приказ: Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих (Иона 3:7–8).
6\ _Согласно Псалмопевцу,В СЛОВОСЛОВИИ БОГА СКОТ И ВСЯ ПРИРОДА ПРИЗВАНЫ УЧАВСТВОВАТЬ НАРЯДУ С ЧЕЛОВЕЕКОМ: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа… (Пс. 148:3–4, 7–13). По житии прп Порфирия Кавсикалевита «виденье природы хвалящей Бога».
7\ _Несмотря на то что первоначальная гармония во взаимоотношениях человека и природы была разрушена грехопадением, человек, согласно Библии, продолжает оставаться частью мира природы. Тесная взаимосвязь судьбы человека с судьбой мироздания прослеживается в пророческих книгах.

__ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОЖИДАНИЕ нового неба и новой земли
(Ис. 65:17) сопряжено с надеждой на восстановление утраченной гармонии внутри природного мира: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65:25).
Суммируя то, что говорится в Ветхом Завете об отношениях между человеком и природой (тварью), АПОСТОЛ ПАВЕЛ пишет:
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8:19–23).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *