(по прт. Константину Островскому).
О ТЕРПЕНИИ.
Нужно запастись мужеством. Бедственное состояние упоённого своей гордостью человека, Христос кратко описал в Евангелии: «этот народ ослепил свои глаза и окаменил свое сердце, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Ин. 12,40). Что может исправить положение? Об этом сказано в 50-м псалме: «Сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит». Сами мы по-настоящему сокрушить своё сердце не способны, а никакое показное сокрушение пользы не приносит, даже вредит, потому что обольщает нас. Чтобы мы не погибли, Господь Сам берётся сокрушить наше сердце, для чего посылает по временам скорби, болезни, искушения и даже — ради нашего смирения — попускает иногда грехопадения. Поэтому человек, ставший на путь покаяния, путь борьбы со связавшими его страстями, должен запастись мужеством и воинской верностью Богу во всех неожиданностях предстоящей ему невидимой брани.
Человек познаётся в искушении.
Любим ли мы Бога, выясняется не тогда, когда Он нам посылает утешения, а когда нет этих утешений. И в человеческих отношениях это так. Когда муж, не переставая, радует жену — как его не любить? Совсем другое дело, когда он лежит, разбитый параличом, и при этом ещё поругивает. Тут-то и выявляется мера нашей любви. В Книге Премудрости Соломона сказано: Немного наказанное, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашёл их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как все совершенную (Прем. 3, 5–6). Итак, Богом попускаются испытания. Если не будем испытаны, то не выяснится наше достоинство. В искушениях познаётся человек: ищет ли он Царство Небесное или возлюбил связавшие его страсти. Без искушений мы не могли бы познать свою немощь и греховность и, значит, не могли бы покаяться и призвать Бога на помощь.
Ожидай ударов в слабые места.
Ступая на путь покаяния, мы должны приготовиться к искушениям. В Священном Писании сказано: Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь твёрд, и не смущайся во время посещения (Сир. 2, 1–2). А искушения — это не безобидные упражнения и тренировки. Это самые настоящие неприятности и скорби, иногда едва терпимые восстания страстей. Это то, что тяжело. А с чем легко справиться, что преодолевается без усилия и боли, приносит мало духовной пользы. Поэтому нам следует ожидать ударов именно в больные и слабые места. «Кто бежит от искушений, тот бежит от добродетели», — писал прп. Исаак Сирин. Бесплоден тот подвиг, который совершается без борьбы, без сердечной боли. Есть, например, люди, которым легко даётся пост, они от природы мало едят, и к сластям их не тянет. Но борьбы здесь нет, и плодов борьбы нет. Больше духовной пользы, когда поститься трудно, когда, нарушая пост, человек раскаивается, познаёт свою немощь и смиряется от этого. Бывает, человек в искушении так сильно расстраивается от этого душой, что даже заболевает. Такой реакции надо избегать, надо стараться, чтобы духовная брань не переходила в сферу эмоций, в душевные переживания, которые нисколько не помогают покаянию.
Потерпеть благое иго.
Путь покаяния нам указан Самим Христом в Евангелии: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя (Мф. 11, 28–29), то есть примите то, что Я вам посылаю, потому что, говорит Он далее, иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Благо кажется нам тяжким игом, пока мы не научились у Христа кротости и смирению (см. Мф. 11, 29). Но как научиться? Душевное устроение наше таково, что нам непосильны подвиги преподобных отцов. У нас не хватает для этого воли, терпения, здоровья, а если хватает, то нас подводит легкомыслие — мы слишком легко поддаёмся гордым мечтаниям. Валтасару, нечестивому царю Вавилонскому, было возвещено через пророка Даниила осуждающее слово Господа: ты взвешен на весах и найден очень легким (Дан. 5, 27). Так же и мы легки, как прах, возметаемый ветром (Пс. 1, 4), легкомысленны, и потому Бог не доверяет нам добрых дел, а посылает нам скорби вместо подвигов, только чтобы мы их терпели без ропота. Настоящими скорбями человек гордиться не может, а вот сама безропотность не такая уж маленькая вещь перед Богом, это ведь проявление благого сердечного произволения — быть с Богом хотя бы и ценой скорби и болезни, а только доброе произволение Богом и ценится. Серафим Саровский писал: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более» («Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», С.-Пб., 1903, стр. 134).
Великодушие облегчает тяготу.
Некоторые люди, особенно больные или очень старые, просят себе смерти. Напрасно, потому что только Бог знает, когда забрать душу. В тяжких скорбях, немощах, болезнях не нужно малодушествовать и думать, что Бог будто бы не видит нас, будто бы забыл нас. Если терпим без ропота, то, конечно, Бог с любовью на нас взирает и, конечно, мы получим благое воздаяние даже за свои малые усилия, причём незаслуженно большое, намного превосходящее наши труды и жертвы. Кроме того, великодушие облегчает тяготу, оно же побуждает Бога укреплять нас в несении скорбей и духовно утешать нас.
В несчастьях сердце открывается Богу.
Когда приходят скорбь, болезнь, несчастье, сердце легче открывается Богу. Есть мудрая древняя пословица: «Кто в море не бывал, тот Богу не молился». Действительно, кто не терпел скорбей, кто не был в трудных обстоятельствах, не знает настоящей молитвы. Когда у нас всё хорошо и спокойно, мы не то что не устаиваем в любви и благодарности к Богу, а склонны и вовсе забывать о Нём. Больному не всегда приятно терпеть процедуры, но если он лежит в хорошей клинике и знает, что его лечат хорошие врачи, то он на любые их действия согласен и благодарит за них, потому что иначе умер бы. Так же и нам надо ожидать скорбей не с ужасом и тоской, а так, как больной ждёт операции, от которой надеется получить полное исцеление своей опасной болезни, или как спортсмен ждёт поездки на тренировочные сборы, где ему придётся прилагать много усилий и много терпеть, но в надежде на олимпийскую медаль.
К вредному стремимся, от полезного бежим.
Терпеть оскорбления от людей никому не нравится, а слушать похвалы приятно всем. Но у пророка Исаии сказано: Людие мои, блажащие вас льстят вы и стези ног ваших возмущают (Ис. 3, 12). И многие святые отцы определённо говорят, что похвала вредна, даже справедливая, а тем более несправедливая. Мы вроде бы не спорим с этим, но когда кто-то нас хвалит, даже явно несправедливо, то рады и благодарим за это своего искусителя, вместо того чтобы по-христиански простить его за причинённый нам вред. И наоборот, когда нас за доброе, как нам кажется, дело не похвалят, обижаемся и жаждем похвалы, в точности как алкоголик жаждет опохмелиться. Если же нас даже явно справедливо и доброжелательно обличают, мы злимся и осуждаем обличителя. Так милости Божии и Его посещения мы почитаем за зло и бежим от них, а дьявольские искушения принимаем за добро и стараемся, чтобы этих искушений было больше. Сказанное относится не только к обличениям и похвалам. Мы сплошь и рядом милость Божию принимаем за гнев, ропщем на Господа за скорби и болезни, которыми Он нас старается пробудить для покаяния и приготовить к вечному блаженству. Но всякая скорбь, которую Бог посылает, если мы её принимаем без ропота, приносит нам духовный плод. А всякое утешение, не только греховное, но даже невинное, нас надмевает, и если мы без внимания, без внутреннего самоукорения его принимаем, то оно нам вредит. Но если вспомним о Страшном Суде, то должны будем признать: зря мы радовались, когда нас хвалили, потому что через это теряли и то малое, что, быть может, имели в душе для вечности, и зря мы злились и обижались на обличителей, потому что, мало потерпев, могли бы многое обрести для спасения своей души.
От чего бежать, а что терпеть?
Есть неприятности, которые нужно стараться терпеть и не избегать их. Например: нам не оказали должного (на наш взгляд) внимания, недодали чего-нибудь, оскорбили; или окружающие вызывают в нас раздражение; или ещё — работа нравится, но не престижная. Всё это и тому подобное как раз полезно для души. В таких случаях надо не бежать, так сказать, с поля боя, а учиться терпению, укорять себя и не покидать своего места. Искать же такие обстоятельства, чтобы ничто нас не раздражало, где всё было бы приятным для нас, — значит пытаться сойти с духовного пути. Но бывают неприятности другого рода. Например: окружающие не только сами тяжко согрешают (пьянство, воровство, блуд и тому подобное), но и нас тоже втягивают. Если чувствуем, что не устаиваем от соблазна, то нужно всеми силами постараться выйти из такого сообщества, рискуя даже понести материальные потери или лишиться интересной работы. Вечное спасение дороже всего этого.