ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК

Человек состоит из двух условных духовных частей. Внешнего и внутреннего человека. Когда человек только начинает заниматься духовной жизнью у него происходит некоторое раздвоение личности. Один всё время самооправдывается, прикрывая свои грехи, а другой (голос совести) – говорит от Бога.

ПРИТЧА: Большой дом с распахнутыми окна. В зале разгульная женщина (считающая себя хозяйкой дома) кутит с цыганами. По дому ходит прирученный цыганами тигр вокруг закрытой маленькой комнатки. В комнатке сидит девушка (действительная хозяйка дома). Она заперлась изнутри и боится выйти. Сидит, свернувшись в клубочек, плачет, жалеет себя, считая себя маленькой девочкой, которая ничего не может. Но если она встанет на цыпочки и вытянется, сколько сможет, дотянется до звонка на стене, то у её отца сработает тревожная сигнализация «у дочки беда». Отец приедет, выгонит всех гулящих. А разгульная женщина вдруг превратится в просто тень у ног хозяйки дома.

__И так, необходимо выстраивать себя, а не что-то делать. Как в физической подготовке. Понимать то каким я должен стать, и тогда действия будут осознанными и последовательными. Если человек 15 лет ходит в храм и ничего не меняется, то это значит – что-то делается не так. Необходимо постоянное осознанное духовное движение.
Вот пример человека, живущего по законам страстей и человека вошедшего в послушание благодати.
———————————————————————————————-
ПРЕДСТАВИМ ДВЕ ПРИХОЖАНКИ. Обе уже в годах, живут в одной деревне, каждое воскресение ходят в Храм. Внешне почти не отличаются.

Обычное состояние души.
___У одной: Душа в постоянном томлении, беспокойстве, в неудовлетворенности жизнью. Часто унывает, бывает, печальна или раздражена. По поводу своей семьи считает, что «они её не понимают». Не слушаются – «она бы объяснила, как надо правильно жить, а они не слушают – одно слово – молодёжь». Если вспоминает прошлое – там всплывают люди, которые ей всю жизнь испортили. __У другой: На душе светло, радостно, безмятежно, спокойно, мирно. Она всем довольна, во всем видит благой Промысел Божий. За всё благодарит Бога: «Слава Богу за все!»
—————————————————————————————————
Господствующие мысли.
__У одной: __Все мысли о том, что тяготит в жизни, что не удовлетворяет, что мешает, от чего хочется избавиться, чего человек боится, чего опасается, что страшит или беспокоит в будущем; или человек желает чего-либо страстно — во что бы то ни стало и т. д. Возможны страхи за свою жизнь, здоровье. Часто посещает маловерие. Состояние пограничное с уходом в тёмную – когда человек на всё сквозь тёмную призму демонов.
__У другой: __При безмятежности о будущем, при довольстве настоящим, мысль обращается только к текущей задаче — как ее выполнить по воле Бога и в согласии с Его заповедями. Что сейчас поручает мне Господь? Не грешу ли я в. чем-нибудь в чувствах и мыслях? А все будущее Господь Сам управит! ———————————————————————————————-
Мысли о себе.                                                                                                                                                                                __У одной:
__Всё в жизни зависит от меня, моей предусмотрительности, ловкости и умения, знания. Только мое мнение правильно и безошибочно. Никому нельзя доверять.
__У другой: __Все зависит от Промысла Божия; одни мои усилия ничего не значат. На все надо искать помощи у Бога и испрашивать ее в постоянной молитве; я — ничто без Бога.
———————————————————————————————
Цель человека.
__У одной:
__Есть текущая забота, суета, тягости, неприятности. Ум обычно не задается вопросом о цели жизни, не думает, что она не сегодня, так завтра оборвется. Всё некогда, некогда. И присесть-то времени нет.
__У другой: __Все подчиняется одному внутреннему требованию — как угодить Господу и стяжать
Святого Духа, и тем сделать себя достойным для будущей, истинной вечной жизни. Каждый день хочется провести так хорошо и собранно, как последний день жизни.
————————————————————————————————
Бог.
__У одной: __Мысли о Боге скорее ритуальные. С утра лоб перекрестить. Отвлеченное, абстрактное понятие. Он есть, где-то там, далеко. Если и обращается к Богу, то холодно, лишь по привычке. Если же что-то случится что по здоровью у неё или у детей, то у икон может реветь как белуга ( по причине, саможаленья). А при большой трагедии отворачивается от Бога и уходит в тёмную окончательно. Возможны приступы беснования.
__У другой: __Бог — живой, любящий, заботливый, как мать, всепрощающий при покаянии, а главное — близкий и во всех делах моей жизни (самых малейших) принимающий участие. Исполняет всякую просьбу, если она на пользу мне или ближнему.
———————————————————————————————
Богородица, Святые. —__У одной: __ Где-то там, вне моей жизни. Разве что-то ритуально или чтобы «люди что не подумали».
__У другой: __Богородица – Матушка, Заступница. Святые — близкие братья, сёстры во Христе, которые молятся за нас всегда, заботятся о нас. Они чутки ко всякой просьбе и тотчас же передают ее Богу.
———————————————————————————————
Таинства Церкви.
__У одной: __В Таинствах исповеди и причащения Святых Таин участвуют по обычаю, а не по потребности в них. На исповеди обычно жалуется на жизнь, на болячки. Грехов своих не видит абсолютно, может сказать по принципу: «чего там надо говорить?». Обязательно куличи на Пасху – тут она расстарается, особенно если кто-то расхвалит.
__У другой: __В Таинствах Церкви исповеди и причастия видит необходимейшее средство для поддержания жизни в духе. Жизни во Христе.                                                                                                              ————————-— —————————————————————————
Молитва.
__У одной: __Если есть молитва, то в лучшем случае как «вычитывание» правила утром и вечером, обычно очень рассеянное, ритуально (сказали надо) ум редко вникает в слова молитвы; в течение дня мысли о Боге теряются. Молитва не задевает чувств сердца и поэтому не приносит успокоения и мира душевного.
__У другой: __Молитва внимательная, сосредоточенная, мысли молитвы живо переживаются сердцем. Помимо «правила» мысли в течение дня все время обращаются к Богу то в непрестанной Иисусовой молитве, то за помощью перед началом дела, то с благодарением за полученную милость и помощь; то в молитве за ближнего, у которого неприятность или расстройство, то со славословием, покаянием и т. д.
——————————————————————————————————
Досуг.
__У одной: __Хочется развлечься, забыться. Книги нравятся занимательные, чувственные, сентиментальные. Эти книги называются у неё «духовными».
__У другой: __Хочется молиться, быть в уединении или задушевной беседе с близкими по духу; книги преимущественно духовные, очищающие душу и зажигающие огнем ревности.
———————————————————————————————-

___ИТОГ.
__У одной: __Душа несвободна и находится в значительной мере во власти темной силы, которая цепко держит ее чувства, прививает страсти и пристрастия, посылает постоянный поток не преодолеваемых искушений и помыслов.
__У другой: __Дух живет в Боге и стремится ко все более и более полному единению с Ним.

__Два периода в жизни духовной должен пройти человек: сначала — богообщения и потом — боговселения. В первом случае понимается как бы внешнее, неполное единение Духа Божия с духом человека. Человек чувствует Божественную силу, которая ему помогает, чувствует, что и он поддерживается только этой Божеской силой. Но, с другой стороны, также чувствует, что в душе его еще остаются греховные привычки — страсти; он, например, еще раздражается, сердится, судит людей, готов обмануть, гордиться.
Постепенно при богообщении греховные навыки, скверные привычки и страсти все умаляются, теряют власть над человеком, перестают тиранить его и вообще исчезают, уступая место добрым святым мыслям, чувствам и желаниям. Человек сам с удивлением замечает, что он стал совсем не тот, каким был полгода, год тому назад. Появились мысли, которые ему никогда и в голову не приходили, появились чувствования, каких он никогда не знал и не подозревал даже. Начался период боговселения. А боговселение есть совершенный вид богообщения, когда Дух Святой совершенно вверяется человеку и поселяется в нем.
Итак, длинен и узок путь преображения души человеческой. Но великие цели требуют и больших усилий и жертв. Здесь не место «теплохладности», половинчатости и боязливости, лености и нерадению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *