19.12.2020 Святитель Николай

__Святитель Николай жил в конце III ─ начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет.
__Память Церкви — ее Предание. Изучая историю, мы изучаем мёртвую память. Это мертвая память — она не живет, она не приводит в действие душевные силы. Но память, хранимая в Церкви, ПРЕДАНИЕ Церкви ─ это живая память. Она поддерживается живым опытом и передаётся совместным со проживанием. _Наши святые – это часть нашего духовного опыта. Опыта практического со пребыванием с вечностью. Опыт вечности становится нашим будничным свойством. Так Господь нас приучает к миру иному. _Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ — наши молитвы сбываются.
Чем же так прославился святитель Николай? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Весь смысл жизни святителя явлен в этих словах..
Кротость ─ это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Сегодня многие считают, что в основе успеха — а успех является целью жизни многих людей — лежит непременно борьба. Самоутверждение в этой жизни. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. _Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен. _В виде того, что человека мало. _Он не на чём не настаивает. _ В смирении человек как бы уступает свое центральное место — Богу. _Это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», – сказал Христос. Сам Спаситель говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим».

Что же такое кротость? Преподобный Исаак Сириянин дает такое определение: «За смирением следует кротость и собранность себя, то есть целомудрие чувств, соразмерность голоса, немногословие, бедная одежда, скромная походка, наклонение очей вниз, сердце сокрушенное, неспособность к раздражению, бедность, скромные потребности, перенесение лишений, безбоязненность, бесстрашие перед смертью, терпение в искушениях, серьезность в мыслях, хранение тайн, стыдливость, благоговение и всегдашнее почитание себя ничтожеством».

Как говорит прп. Иоанн Лествичник (слово 24): «Кротость есть такое состояние ума, когда он непоколебим пребывает и в чести, и в бесчестии. Кротость есть недвижимая скала, возвышающаяся над морем раздражительности… вместилище Духа Святого, подательница радости, подражание Христу… Кротость есть спокойная решимость на всякую скорбь и даже на смерть».

_Для кротости особенно характерна покорность воле Божией. «Кроток тот, – пишет Оптинский старец о. Макарий, – кто в смирении укоротил свою волю, то есть отказался от нее, заменив ее волей Божией и волей ближних». Поэтому кроткий человек ни с кем не спорит и охотно и с любовию выполняет все просьбы окружающих, если только они не противоречат его совести.

Кротостью человек украшается паче всякого наряда. Апостол Петр говорит девицам и женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3–4).

Как пишет еп. Герман: «Кроткое терпение чужих грехов хотя самое трудное дело, но зато и самое прибыльное (для души) и верное».

И все святые неизменно проявляли кротость к людям. В обращении с людьми они, как и Христос, не проявляли ни малейшего оттенка духовного насилия. Они бережно относились к свободе воли человека и не хотели переламывать ее даже тогда, когда это было бы полезно для человека. Они ждали свободного доброго произволения сердца человеческого, что только и ценно в очах Бога («Милости хочу, а не жертвы») (Мф. 9, 13).

Достигшим высоты и глубины кротости и смирения легко жить, но труден путь к достижению этих добродетелей. Кто еще на пути, для тех тяжела борьба с собой. Трудно, очень трудно терпеть чужие грехи, но зато это верный и надежный путь в Царствие Небесное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *