Советы болящему (накануне госпитализации и в условиях современной больницы)

Возникновение болезни. Консультация врачей поликлиники. Решение о госпитализации.

Во время обращения к врачам поликлиники за разъяснением по поводу возникшего недуга от вас требуется молитва к Богу с просьбой, чтобы Господь умудрил их правильно поставить диагноз. Действительно, от правильно поставленного диагноза полностью зависит успех лечения. Любой врач — человек более или менее опытный в медицинском искусстве. Но факторов, которые могут привести к затруднению диагностики, немало: разрешающая способность аппаратуры, достоверность и точность методики, квалификация врача, его опытность и уровень владения методами диагностики и лечения, его внимательность и даже настроение, состояние. И, безусловно, полное доверие врачу со стороны самого больного.

Понятно и естественно, что от ошибок никто не застрахован. Поэтому, предавая себя в руки врача, надо прежде предаться в руки Божии. После молитвы, когда вы сказали Господу: «Да будет воля Твоя», решение врача надо принимать как Божий Промысл о вас и вашем здоровье, и, в первую очередь, о спасении вашей души. Если после этого вам предложена госпитализация, лечение или операция, ваш следующий шаг — в храм Божий.

Накануне госпитализации

Православный христианин должен приготовить себя к последующему лечению в больнице: он исповедуется (таинство покаяния), причащается Святых Христовых Тайн, берет у священника благословение на предстоящее лечение, просит его молитв о себе. Весьма богоугодно, если (при имеющейся возможности) заказывается сорокоуст о здравии, если родственники по соглашению молятся о болящем и страждущем (молитва по соглашению).

Однако родственникам следует помнить, что церковная молитва о болящих имеет силу, если сопровождается молитвою заказавших службу. Святитель Феофан об этом свидетельствует так: «Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат (напрасен будет). То же проскомидия… Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна… но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы… Другое дело, когда вы сами на молебне, или в церкви на литургии молитесь во время службы… Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию… и самою молитву Церкви делает болезнующей, хотя служащие и не болеют… видите, в чем сила?! Бывайте на молебнах сами, и болите душою о болящем.» Поминовение на литургии, особенно на проскомидии и на сугубой ектений выражает сильнейшую веру нашу и надежду, что Господь не оставит больного своею помощью.

Молитва по соглашению

“Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя — услышать рабов Твоих (назвать имена просящих), согласившихся смиренно просить Тебя о бедствующем (болящем, заблудшем и тому подобное) рабе Твоем (имя) — да подаждь ему.  изложить просьбу). Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя святая. Аминь.”

Эта молитва практикуется на основе  этого указания в Священном Писании: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20), когда при каком-либо тяжёлом положении: болезни, несчастье, бедствии и т. п. — двое или более христиан соглашаются вместе усиленно молиться за избавление кого-либо от постигшей его беды. Рекомендуется читать её четыре раза в день (утром, днём, вечером и ночью), которую самому и тем лицам, с кем вы согласились молиться до тех пор, пока не наступит, по милости Господней, исполнения просимого в молитве.

Лишь бы молитва шла от любящих сердец и с твёрдою верою, что Господь слышит её и по премудрости Своей сотворит так, как будет лучше для того или для тех, о ком молятся. В зависимости от усердия молящихся и состояния того, о ком молятся, определяется и частота произнесения молитвы в течение дня.

Госпитализация. Пребывание в больнице

Подготавливая себя к пребыванию в лечебном учреждении, кроме предметов личной гигиены целесообразно взять с собой молитвослов, складень или икону с изображением Спасителя или Божией Матери и своего тезоименитого святого (своего небесного покровителя). Если вы чувствуете молитвенную помощь какого-либо святого (например,  св. Матроны), можете взять и эту иконку, чтобы чувствовать себя увереннее. В маленьких пузырьках возьмите святой елей и святую воду. По ошибочному мнению, многие, ложась в больницу, снимают с себя нательный крест. Этого делать не следует (!), так как Крест Христов нас охраняет и защищает от всяких бед, напастей и бесовских искушений. Иконы (независимо от размера), принесенные в больницу, нехорошо прятать в тумбочках, под подушками, как делают некоторые. Святым образам подобает стоять открыто, у изголовья постели или на подоконнике. Это ваше право.

Молитва в больнице

Особого молитвенного правила для больницы не существует. Если у человека есть возможность прочитать утренние и вечерние молитвы в палате или на отделении, то он должен их прочитать. Если состояние здоровья не позволяет, то человек по своей немощи, в зависимости от своего состояния, послеоперационного течения болезни, читает столько молитв, сколько может. Существует множество замечательных  молитв о болящем от лица болящего и за болящего, а также можно читать канон о болящем. Нет также специальных молитв, читаемых за врачей. Обращайтесь к Богу своими словами, главное с верой, что молитва услышана.

Некоторые встречают затруднения для совершения утреннего и вечернего молитвенных правил. Лучше встать, но, чтобы не раздражать других больных, сесть у своей кровати перед Святым Образом. Правило можно прочитать про себя. В конце концов, можно выйти и в коридор,или в любое другое место в отделении: укромных уголков достаточно много, и спокойно прочитать молитвенное правило.

К сожалению, многие поступающие в больницу, являясь людьми формально крещеными и находясь уже в зрелом возрасте, не знают ни одной молитвы. Поэтому следует попытаться убедить больного иметь у себя и читать наиболее важные молитвы, в том числе и молитвенное обращение к святому великомученику и целителю Пантелеимону, который вот уже свыше полутора тысяч лет является покровителем врачей всех специальностей и покровителем и исцелителем всех больных. Господь не требует от человека больного того молитвенного правила, как если бы он был здоров. Святитель Тихон говорит: «Болящему какая молитва? Благодарение и воздыхание. Тем замещается и всякий подвиг”. Свт. Феофан Затворник: «Молиться о выздоровлении нет греха… Но надо прибавлять» аще волиши Господи!» (т.е. если хочешь, Господи). Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа благого, и мир душе дает… и Господа умилостивляет… И Он или оздоровит, или утешение исполнит, несмотря на прискорбность положения».

Накануне операции

Наибольшее страдание душ приносит известие о неизбежности хирургического вмешательства. Но все из руки Божией нужно принимать с покорностью и благодарением. Ведь без воли Божией даже волос с головы человеческой не может упасть, так говорит Сам Господь. А тут целая операция. Как же быть ? Сперва надо помолиться Господу, чтобы Он благословил операцию, если Ему это угодно; если не угодно, чтобы отвел или перенес на благовременье, то есть на то время, когда операция послужит во благо, в исцеление, а не во зло, не в осложнение или погубление. Помолившись так, далее все надлежит принимать безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной. А если исход операции не так хорош, или не таков, какого ожидали вы и врачи, значит, Богу угодно дать и далее понести вам крест болезни для дальнейшего очищения вашей души. Вечером, накануне операции (если она плановая), следует помолиться за всех медиков, которые примут участие в операции (хирурги, анестезиологи, сестры, и другие), чтобы Господь соделал их своими руками, врачующими ваше тело; прочитать вечернее правило и лечь спать.

Утром прочитать утреннее правило. С того момента, когда за вами привезут каталку, чтобы доставить вас в операционную, требуется непрестанная молитва. Молиться следует короткими молитвами: «Господи, помилуй! Господи, благослови!» Когда вас привезут в операционную, не надо стесняться наложить на себя крестное знамение и перекрестить операционный стол. Как быть с нательным крестом? Многие анестезиологи (врачи, обеспечивающие наркоз), заставляют снимать крестик. Объясняется это несколькими причинами. Первая — если анестезиолог неверующий человек; вторая — по чисто медицинским соображениям: в случае непредвиденной ситуации и необходимости реанимации, крестик на цепочке не оборвешь и ножницами не перережешь, что создает практические неудобства для осуществления медмероприятий; третья — дорогостоящий крестик на золотой цепочке — соблазн для непорядочных людей, а за его пропажу отвечать придется лечащему врачу. Поэтому, на операцию рекомендуется идти с простым крестиком на обыкновенной простой нитке. Если не разрешат иметь крестик на шее, то он легко вплетается в волосы или привязывается к кисти или одному из пальцев правой руки.

Известны случаи, когда больные за неимением другой возможности начертали крест у себя на груди шариковой ручкой (или йодом) или просили анестезиологов оставить крестик до конца операции на наркозном аппарате. Самое же главное «уйти в наркоз» (заснуть) с молитвой «Господи, помилуй!» или с Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», и с молитвенным ходатайством к своему ангелу-хранителю (Святый ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога  обо мне, грешнем).  Известны случаи, когда лица, «уснувшие» без молитв, даже священнического сана, в наркозном «сне» подвергались нападению нечистой силы. Имеются отдельные свидетельства о заговаривании, «кодировании» больных во время наркозного сна некоторыми врачами, обладающими оккультными знаниями, запрещенными Православной Церковью. Защищают от таких и иных того же рода неприятностей только предварительная молитва и крестное знамение. Какие же первые слова или мысли должны быть у пришедшего в себя от наркоза? Хвала Богу и благодарение Его за сохранение жизни и за операцию: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Очень хорошо, если вы попросите кого-нибудь в церкви возжечь свечу в примерное время вашей операции. А оправившись от операции и укрепившись телесно, сами возблагодарите Бога и Матерь Божию, поставив свечи.

Молитва перед хирургической операцией

Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему (ей, мне) всякое согрешение вольное и невольное.

Ей, Господи, врачебную Твою силу с Небесе низпосли еже управити ум и руку раба Твоего лекаря (имя врача) да нуждную хирургию сотворит благополучно, яко телесному недугу больнаго раба Твоего (имя) совершенно исцелитися, и всякому нашествию неприязненному далеко отгнану быти от него.

Воздвигни его от одра болезненного и даруй его здрава душею и телом Церкви Твоей благоугождающа. Ты бо еси Бог милостивый и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Развилось осложнение. Время пребывания в стационаре затянулось.

Все болеете и болеете, а исхода не видно, одна телесная скорбь потянула за собой другую. Ужели это случайно?! Близ вас Господь, Матерь Божия, святые, неужели Они не видят ваших страданий, а видя — зачем заставляют томиться. Если они — любовь и правда, зачем допускают это?

Положите себя в руки Божии и ждите. Все в руках Божиих,и вы все суетитесь, мятетесь, стараетесь перехитрить самого себя. Перестаньте это делать и лежите спокойно, благодушно претерпевая случившееся, благодаря за все Бога. Другое дело — спокойно подумать при этом об укреплении своего терпения. Как это сделать? В вашем случае уместно пригласить священника для того, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Если предстоит повторная тяжелая операция (особенно полостная или нейрохирургическая), следует перед операцией собороваться и причаститься. Между тем, отношение к этой, безусловно, великой и благодатной поддержке больного — почему-то связано совсем с суеверным мнением, что соборованный маслом непременно должен вскоре умереть. А между тем, таинство елеосвящения есть одно из благодетельнейших таинств святой Церкви, которое совершается над больными для их выздоровления: телесного, душевного и духовного.

После операции ежедневное потребление просфоры и святой воды, помазание себя святым елеем от мощей угодников Божиих или от Чудотворных икон способствуют скорейшему выздоровлению.

Молитва, чтомая перед употреблением просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Неожиданно поставлен диагноз: рак

Если вдруг вы оказываетесь после выписки у онколога, не надо падать духом и роптать. Независимо от того, подтвердится предполагаемый диагноз или нет — постарайтесь и эту ситуацию воспринять правильно, по-христиански: как своего рода Божию милость, когда Господь дает вам время и повод подумать о Вечности, в которую рано или поздно из земной, «временной» жизни уходит бессмертная душа каждого из нас. В какую вечность она уйдет — в вечное блаженство, или в вечное страдание — зависит о нас самих. От того, как веровали, от того, как наполняли свою веру праведными делами и покаяниями. Милость же Господа столь беспредельна, что он и на исходе нашего грешного земного бытия готов даровать нам Спасение: были бы молитвы теплы и сильны, было бы покаяние глубоким и искренним, прозрела бы на деле любовь к ближнему. И, главное — осталось бы только время на все это! Чем больше — тем лучше. Вот почему даже подобную ситуацию надо воспринимать с благодарением Богу, как его спасительный, заблаговременный ответ на ваши молитвенные прошения о «непостыдной христианской кончине». Чтобы внезапная немощь, могущая привести к смерти тела, не застала врасплох и душу. В любом случае — сколько бы ни отпустил вам теперь Господь лет, месяцев и дней — это, безусловно. Божий призыв распознать время усиленных и более частых молитв, добрых дел и углубленного покаяния, соединенного с более частым Причащением Святых Христовых Тайн (в согласовании с духовником).

О посте в больничных условиях

Часто этот вопрос служит камнем преткновения для христиан, источником соблазна для медперсонала и предметом непослушания духовников. Крест болезни предназначен, в первую очередь, для очищения души, чтобы обогатилась она духом кротости, духом незлобия, милосердия, любви и духом иных христианских добродетелей. Смысл же любого поста — есть алкание и сострадание со Христом и за Христа, а не слепое утеснение себя только в пище. Болезнь же заменяет пост и если она переносится с благодарением Богу, то принимается им равнозначно посту, а часто и выше. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослаблять силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью. Таким образом, самым разумным для болящего будет не свою волю творить, а исполнять заветы Святых отцов, и есть все, что дают в больничной столовой и что приносят, согласуясь с лечащим врачом, родственники.

Здоровье и болезнь

Свт. Феофан Затворник  говорит: «Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин… Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. … Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья. Им вам данный. А потом, все же, сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот… Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уж не знает как по-другому исправить. И милости, и скорбные посещения — все переиспытано, и все не в прок».

Выздоравливающий после болезни, особенно после серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым». Аминь.

Молитва благодарственная по исцелении от болезни (св. Иоанна Кронштадтского)

Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне единородный безначального Отца, Едине исцеляяй всякий недуг и всякую язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и во славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *